<==

113

- Великолепная семёрка ... @`III. М И К Р О К О С М



Третьим началом является Каузальное тело, отражающее мир причинно - следственных связей, высший Ум - Манас. Ум (ментальное тело): Что есть ум? Индийский святой Шри Рамана Махарши говорил: "…Ум (манас), интеллект (буддхи), хранилище умственных тенденций (читта) и эго (ахамкара) - все они только один ум. Они как различные прозвища, даваемые человеку соответственно его многообразным функциям". Манас оперирует логикой, выносит оценки и суждения. Буддхи - это свет ясности Атмана, преломленный через индивидуальное "я", он формирует высшие слои нашего сознания: веру, ценности, убеждения, абстрактное мышление. Ахамкара же - это нечто, объединяющее ум и буддхи в иллюзорное чувство "я". Манас - ум, разум; рассудок; низший ассоциативный, обусловленный ум, - проводник высшего разума (буддхи). Вовлечен в два типа деятельности: планирование и диалог. Буддхи - высший разум, интеллект, духовный разум; интуиция; различающий, оценивающий, решающий принцип ума и воли; синтезирующая психическая способность принимать решения на основе познания, доставляемого умом, манасом. Благодаря буддхи приобретается способность к различению, способность видеть сущность вещей.

В Бхагавад Гите говорится о том, что самое явственное проявление Бога в человеке - это буддхи. Читта - ум в широком смысле слова, содержащий в себе манас, буддхи и Ахамкару. Это память, обусловленное сознание, рассматриваемое в целом как субстанция ума; главная субстанция ментального сознания; коллективное бессознательное, хранилище мыслей всех ограниченных форм интеллекта и эмоционального опыта человека - "Сердце и ум". Ахамкара - эго, - буквально "создающая я", внутреннее личностное "я" человека; его осознание, ощущение самого себя как индивидуальности и обособленности (принцип индивидуальности и разделения); отождествление истинного "я" (Атмана) с иллюзорным "я"; представление о себе как об отдельной и обособленной от мира сущности. Свами Шивананда описывает так называемую фабрику ума: Буддхи получает материал из ума и представляет их Пуруше, или Атману, который остается невидим за сценой. Буддхи - премьер - министр. Он ближе к Пуруше, чем ум, поскольку это он - премьер - министр. Ум - командир, в его распоряжении пять солдат, пять карма - индрий, которые исполняют его приказы. Он - адвокат, что выкладывает факты перед судьёй, буддхи. Ум - старший клерк на фабрике ума. У него в подчинении десять приказчиков: пять джнянаиндрий (органы чувств), которые доставляют новости и факты извне, и пять карма - индрий (органы действия), которые выполняют его приказы. Как только факты оказываются представлены интеллектом Пуруше, вспыхивает эгоизм, или ахамкара. Буддхи получает послание от Пуруши, делает выводы и принимает решения, после передаёт уму для исполнения. Пять карма - индрий: речь, руки, ступни, гениталии и анус - выполняют приказы ума, который является их хозяином. Когда вы проходите мимо мангового сада, ваш ум совершает санкальпа - викальпу (хотение и сомнение). Он раздумывает, хорошее это манго или нет.

.. 1 .. 2 .. 3 .. 4 .. 5 .. 6 ==>